воскресенье, 4 ноября 2012 г.

История девятнадцатая. "Как кидают продавцов".

Когда речь идет об интернет-мошенничестве, обычно в качестве жертв выступают рядовые пользователи и покупатели. Но редко кто пишет и говорит о том, как страдают интернет-продавцы. Данным постом я не ставлю цель разжалобить кого-либо, вызвать слезы. Просто расскажу "как есть".

Авито.ру - огромная возможность, огромная потеря.

Сервис бесплатных объявлений Авито очень сильно печется о безопасности покупателей, кругом размещая предупредительную информацию. Советует оплачивать только наличными при встрече, притом назначать достаточно людные места для деловых свиданий, никому не говорить свой пароль от аккаунта и прочее. Нам всегда кажется, что продавцы нечисты на руку (особенно в России), поэтому прежде чем приобрести товар, мы либо досконально изучим всю имеющуюся информацию о нем, либо по телефону/email будем задавать каверзные вопросы - чтобы раскололся!

Но я никогда не подумал бы, что предлагая товары на Авито, мне стоит быть не менее бдительным. Позвольте приведу сокращенный диалог с одним из нуждающихся:
- Александр, хочу приобрести часы...
- Какие конкретно?
- Бэн Джамен
(он имел в виду "Ben Sherman", но я не удивился ничему). Только я вот в командировке, поэтому хочу оплатить безналичным способом, а друзья приедут заберут товар.
- Пусть тогда друзья и заплатят наличными, в чем проблема?
Дальше идет долгое заученное объяснение, которое отчасти накидывает "нигерийскими письмами", отчасти похоже на правду. Верю, диалог продолжаю.
- Скажите мне номер карты, у которой есть мобильное оповещение, чтобы Вы сразу увидели, что мой платеж пришел. (Ах, какая забота и какое страстное рвение расстаться с деньгами)
- Ну вот номер, сюда перевод делайте.
- А когда карта выпущена? Чтобы просроченной она не была, а то платеж заблокируется...
Тут на несколько секунд мир замирает, я нахожусь в прострации, четко осознавая, что сказав ему еще и эти числа, я лишусь денежных средств. Но он аки мудрая цыганка, способная ловко улыбаться и подчищать твои карманы. И я говорю... Кладку трубку, и моментально блокирую карту. Но раньше смс об успешной блокировке карты, получаю смс с секретным кодом, который нужен злоумышленнику, чтобы подтвердить свои права на мою карту!
Включается режим Ваньки-дебила, я монотонно говорю, что никакой смс не получал, и перезвоню, как только моя Нокия запиликает. Мужчина на проводе настойчив, в его голосе звучит нотка страха (что сделка накрывается медным тазом) и нотка мольбы (прошу тебя, скажи код, я украду твои 36 тысяч рублей и смогу еще месяц не работать и бухать/дуть дни напролет).
Через пару недель звонок повторился, видимо, его напарник решил попытать счастья. Схема была аналогичной, только история поддалась рерайту. "Я на опыте", - подумал я про себя, и с удовольствием послушал его рассказ. Он просил отправить товар в Ижевск (сам находился приблизительно в Казани) на несуществующую улицу (как выяснилось позже) и просто горел от желания сделать перевод на мою карту.
- Уважаемый, просто зайдите на сайт, выберите товар, оформите его...
- Не могу зайти сегодня.
- Почему? Хорошо, попробуйте завтра.
- И завтра не смогу... У меня нет интернета...
Бедняжка зэк, гниет в тюрьме, коротает время звонками. Предлагаю создать благотворительный фонд "Порнуху в каждую камеру", провести ему кабель Дом.ру, чтобы он занимался тем, что у него лучшего всего получается.

Сегодня звонил представитель VISA-Mastercard (вот как, они оказывается объединиться успели?), который желал подключить мне какие-то бонусы.
- Пожалуйста, скажите номер Вашей карты.
- Зачем?
- Я занесу информацию в базу, Вам придет смс-сообщение, там будет указан секретный код...
- А если я не хочу этого делать?
(и начинаю дико смеяться в трубку).
- Если не хотите, это Ваше право. (отбивает).
Классический лох, что я, собственно, и написал ему посредством смс.

Отправил бы такое MMS, жаль телефон староват.

Вывод: пожалуйста, обладая какой-никакой картой, никогда не сообщайте приватной информации, никому! Ни работникам банка, ни добросердечным покупателям/продавцам. Им не нужно знать этой информации. Кстати, под приватной я понимаю не только пин-код, но и номер карты (те самые 16 цифр), срок ее "годности" (valid thru), имя держателя.

Открыл интернет-магазин? Закрывай!

Открыть интернет-магазин в наше время достаточно просто. Например, вот такой образец для подражания.

Глеб сказал, что это просто чья-то курсовая работа. Жаль, но это не так.

Таких работ не 10-15. Это порядка 70% всех магазинов Рунета. Неудивительно, что раз магазин может позволить себе выглядеть так отвратительно, а в большинстве случаев и вести себя неподобающим образом, то реакция покупателя будет аналогичной.
Но почему покупатели "кидают" магазины, которые реально развивают российский сектор электронной коммерции, находящийся, прямо скажем, в плачевных условиях? 

Самая классическая подстава - не выкупать посылки, отправленные наложенным платежом. Здесь палка о двух концах, над которой я (уверен, и еще тысяча других e-предпринимателей) думал долго, и безуспешно. Чтобы покупатель сделал заказ в неизвестном магазине, а у нас кроме Ozon практически все магазины неизвестные и 100% нечистые на руку, владелец должен идти ему навстречу, предлагая оформить заказ и оплатить его на почте, при получении. Т.е. человек пришел, вскрыл коробку вместе с почтовым работником, убедился, что там не камень, заплатил. Однако если человек не идет за своей заветной коробочкой 30 дней - посылка улетает назад продавцу, который должен заплатить дважды: 1 - когда отправляет, 2 - когда выкупает возврат. Если учесть, что наша любимая "Почта России" никогда не предлагала божеских тарифов на отправку - все это вылетает в копеечку. Магазин должен страховаться от рисков, либо поднимая цены, либо вводя барьеры (внесите предоплату 300/400/500 рублей, тогда мы отправим товар). Скажите, разве это кому-нибудь нужно?

Культура покупок в интернете очень низкая, потому что культура по стране в целом низкая. В Германии, кстати, покупатель не может просто так отказаться от купленной в интернете вещи, могут и ответственность Вам на плечи повесить. У нас же "гуляй-страна", "покупай-кидай", свой "шайтан-магазин-закрывай".
  

Краткий итог:

  • Никогда не разглашайте данных своей карточки, как бы Вас ни умоляли, каких бы сладких девственниц Вам не обещали.
  • Собравшись открыть интернет-магазин, подумайте, а стоит ли сжигать серверные мегабайты, или лучше поиграть в доту?
  • Не кидайте людей, и тогда Ваша карма будет чиста.

P.S. 

Раз "Почту России" затронули, предлагаю ее затроллить. Ниже подборка емких и честных слоганов:

Почта России. До вас не доходит?
Почта России. У всех помещается, а у него не помещается!
Почта России. Быстрее самому!
Почта России. Семь раз обед, один раз ответ!
Почта России. Во всем виновата таможня!
Почта России. Еще не все потеряно!
Почта России. Это мы придумали изюм и курагу!
Почта России. Письмо должно быть долгожданным.
Почта России. И пусть весь мир подождет.
Почта России. Тут Вам не DHL!
Почта России. Каждому человеку - по очереди.
Почта России. Я вся такая непредсказуемая!
Почта России. Вас много, а я одна.




Комментариев нет:

Отправить комментарий